Племянник знаменитого архитектора Нимайера стал политическим беженцем в России

Что одинаково плохо и для немца, и для русского? Жить вдали от родины, не имея возможности вернуться. Ральф Нимайер, германский журналист, стал политическим беженцем. Его паспорт неожиданно стал недействительным. Карточки заблокированы. Он не может приехать в свой Берлин, где у него жена и сын-подросток. А все потому, что он любит Россию. Потому что он антифашист.

21p verh nemez 3 953

Ральф Нимайер — племянник всемирно знаменитого архитектора Оскара Нимайера. Родился в добропорядочной бюргерской семье. Отец Рудольф был помощником того самого канцлера Вилли Брандта, который встал на колени перед Вечным огнем в знак покаяния за зверства фашизма. Уехал учиться в Калифорнийский университет на экономического журналиста. Потом окончил курс Боннского университета по специальности «философия». А в 2009-м приехал в Москву и защищался в Институте геохимии и аналитической химии РАН. Его работа была посвящена очистке воды от радиоактивных примесей. В метро познакомился с девушкой из Саратова. Вскоре она стала его женой. Родился сын Андриан-Леонид.

Да и с работой все складывалось как нельзя лучше. Ральф стал колумнистом в международном информационном агентстве DAPA. Писал об экономике и международных отношениях.

Немного истории. В 1943 году в Подмосковье был создан Комитет «Свободная Германия». Туда входили немцы-антифашисты. Сражались против Гитлера не только словом, но и делом. Воевали на фронтах, партизанили. После войны комитет был расформирован, а его участники вошли в руководство ГДР. Так вот, в 2020-м Ральф с товарищами возродил «Свободную Германию».

Устраивали пикеты с требованием прекратить наступление НАТО на восток. Собирали помощь для пылающего Донбасса. Так Ральф Нимайер попал в черные списки. Он и предположить не мог, что такие существуют. Ну как же, живет в демократическом государстве, где каждый имеет право на свое мнение. Как же…

Он так и не понял, как остался без работы. Обивал пороги газет и информагентств. Там очень вежливо объясняли:

— В ваших услугах мы не нуждаемся.

Ральф особо не волновался. Не возьмут сегодня — возьмут завтра. Но первый звоночек стал как гром среди ясного неба. Он привычно вставил в банкомат свою карточку, на экране появилась надпись: «Ваш счет заблокирован». Разбирательства ни к чему не привели. Якобы это решение суда. А за что и почему — не объясняют.

Ральф не глупый человек. Он понял, что в Германии ему жизни не будет. Поехал в любимую Москву. Тут друзья ему сказали:

— Да не переживай ты так. Получишь у нас вид на жительство. Паспорт-то у тебя немецкий остался. Будешь навещать семью. А с работой поможем…

И тут опять прогремел гром. Полетел в Берлин через Абу-Даби. А там его на «Люфтганзу» не пускают. Паспорт, дескать, недействительный.

— Как недействительный?! Он до 27-го года. Я по нему и в Аргентину летал, и в Танзанию.

— Идите в посольство. Там вам помогут.

Ох уж эта немецкая вежливость. В посольстве с улыбкой развели руками. В компьютере и вправду отображается слово invalid. Но не беда! Мы сейчас оформим бумаги, что вы паспорт потеряли. А взамен дадим временный. На один въезд в Германию.

Знакомый сотрудник консульства прошептал:

— Это ловушка. Больше из Германии тебя не выпустят…

Пришлось возвращаться в Москву. А там в Евросоюзе сын растет, жена скучает. Предпринял вторую попытку. Взял билеты до Цюриха. А там на арендованной машине рукой подать. Швейцария не входит в Евросоюз. Может, получится?

Не получилось. Опять проклятое слово invalid. Опять пропавшие билеты. Так Ральф Нимайер окончательно стал невъездным.

Есть такая немка Лиана Килинч. Она возглавляет немецкий фонд «Мост мира, помощь жертвам войны». Она вместе с Ральфом собирала посылки в Донбасс. Наш Донбасс. В этом все и дело. Сейчас на двух сотрудников фонда заведены уголовные дела. Правительство ФРГ считает, что вся помощь должна идти исключительно через Киев. Но дойти в Донецк или Луганск она физически не может! Лиана Килинч в таком же положении, как и Ральф. Совсем недавно она получила российское гражданство. В том числе благодаря стараниям Нимайера.

Ральф снимает квартирку в Мытищах. Живет скромно. Но на выход надевает самые лучшие костюмы. Ведет свой блог на немецком. 15 тысяч заходов ежедневно. Немцам интересно, что происходит в России. А Ральф подробно рассказывает, недаром он был колумнистом в DAPA. Самый популярный вопрос: а правда, что в России голодают из-за наших санкций? Ральф устал объяснять, что неправда. А они опять. Что тут поделаешь…

Недавно Ральф вернулся с Петербургского международного экономического форума. Раздавал там интервью крупнейшим агентствам, и не только нашим. Но самое сильное впечатление на него произвела наша Мария Захарова. Он даже сфотографировался с ней и хранит фото в телефоне.

— Раньше я бывал на ПМЭФ в качестве корреспондента, — рассказывает Ральф. — Немцев там было чуть ли не ползала. Брал интервью у Герхарда Шредера. А сейчас я насчитал всего десять крупных бизнесменов. Грустно. С кем торговать, как не с Россией?

В нашу редакцию Ральф Нимайер пришел вовсе не в своем костюме. На нем была яркая майка в цветах российского триколора. Надпись «От Победы к Победе!» говорила о том, что он полчаса назад дал старт этой патриотической акции. Частичка Вечного огня будет пронесена по всем крупным российским городам, и закончится марафон в Пекине. Тут же, в Александровском саду, он дал интервью РИА Новости о своевременности акции в эпоху европейского неонацизма. Его назвали политиком, чему он несказанно рад. Ведь он еще возглавляет Немецкий совет за конституцию и суверенитет. Еще одна монетка в черную копилку берлинских властей.

— Ральф, а почему твоя жена не приедет к тебе в Россию?

— Видишь ли, Юрий, она сейчас получает немецкое гражданство. Да к тому же сын учится в школе. Как получит, обязательно приедет.

Я не стал разочаровывать немецкого романтика. С таким неблагонадежным мужем получить немецкое гражданство будет ох как непросто! Ральф до сих пор верит в торжество гуманизма и европейскую демократию. Хотя сам дважды врезался лбом в ее ценности. Тысячи раз европейцы обвиняли Россию в притеснении инакомыслящих, а такого бревна, как Ральф Нимайер, в собственном глазу и не замечают.

— Так и запиши, Юрий. Я считаю себя политическим беженцем из Европы. Нас, к сожалению, много. И я рад, что противостою фашизму в стране, которая 80 лет назад его победила. И опять-таки, к сожалению, нам приходится начинать все сначала.

Когда готовился этот материал, Ральф вылетел в Калининград. Любимый его российский город. Он приехал подготовить встречу частицы Вечного огня в рамках проекта «От Победы к Победе». Звонил мне. Счастливый такой. Немец из Мытищ.

Кстати

Национальный комитет «Свободная Германия» — немецкая антифашистская военно-политическая организация, созданная 12 июля 1943 года из немецких военнопленных и представителей Коммунистической партии Германии при поддержке руководства СССР. Руководители НКСГ претендовали на статус немецкого антигитлеровского правительства в изгнании и политический центр немецких антифашистов, но изначально его деятельность была сведена к пропаганде. Позже НКСГ стал развертывать военизированные формирования для работы в тылу нацистских войск, выполнявшие функции ДРГ и советских партизан, также были попытки развернуть массовое партизанское движение внутри Германии. В конце войны силы НКСГ участвовали в операциях Красной армии. Комитет «Свободная Германия» в 1945-м прекратил свою деятельность. Однако в 2020-м в Москве была воссоздана общественная организация «Свободная Германия». Она объединяет людей, не согласных с политикой современной Германии в отношении России. Штаб-квартира находится в Лучниковом переулке.

Юрий Снегирёв, «Российская газета»

Просмотры: 288